GenQ Pride ART
Контекст происходящих в России событий, гомофобные законы, возросший уровень тревоги и самостигматизация сделали практически невозможным свободное творческое высказывание. Возникает разрыв между естественной необходимостью прокомментировать происходящее и отсутствием возможности это сделать.
Говорить и находить себе подобных, делать что-то вместе с себе подобными – часто невидимыми – сложно. Приходится придумывать сложные формы, художественные шифры или, возможно, отказываться от проявления себя вообще. Художественная – да и любая другая – воля в таких условиях во многом оказывается скована.
В рамках фестиваля мы решили сделать digital-выставку фотограф_инь и художни_ц, где, несмотря на все описанное выше, можно поделиться очень личными работами или наоборот обзорными, репортажными и активистскими. Показать разность людей и разных людей. Показать тех, кто часто невидим в обычной жизни.
Внутри выставки 13 историй – о себе, переживаниях, поиске и потере, любви, тревоге, свободе и эксперименте. Мы собрали авторо_к, которые осмысляют в творчестве слово «квир» как широкое понятие.

Мария Гельман
документальное фото, серия, 2022





«В последние годы в России мы сталкиваемся с ростом дискриминации ЛГБТК-сообщества как на уровне государства, так и в повседневной жизни. Законы, направленные на преследование и запрет «гомо-пропаганды», применяются чаще. Число связанных с этой темой жалоб и судебных дел возросло – в том числе, из-за случаев преследования и актов насилия.
Я вижу, как ЛГБТК+ сообщество старается не смиряться и не молчать. Люди ищут возможности для выражения своих мыслей и чувств, поддержки друг друга и сопричастности. В рамках моего долгосрочного фотопроекта я стараюсь заглянуть в повседневную жизнь ЛГБТК+ людей с ее трудностями и радостями, показать силу, которую они находят в единстве и самовыражении. Даже в самых тяжелых условиях любовь, стойкость и стремление к равенству всегда будут существовать и быть важными…»


“Панорамный вид на Москву”, Siren
коллаж, серия, 2022


Москва, преображенная плакатами к 9 мая и агитационной военной символикой, стала фоном для романтических прогулок и зарождающихся отношений. Ощущение угрозы и чужеродности в этом городе смешиваются с влюбленностью и трогательными признаниями.
В работе и использованы отрывки из личной переписки и фотографии Москвы весны 2023 года

“Eastern”, Maresyi Ivanchenko
фото, серия, 2023


Термином «истерн» (от англ. Eastern, «восточный» – по аналогии со словом Western, «вестерн», «западный») описывается жанр коммерческого развлекательного кино, где стилистические особенности американского кинематографа переносятся на азиатские или восточноевропейские фильмы.
Культурная апроприация на уровне геополитической авантюры разрушает привычную структуру, актуализирует насилие и выносит неутешительный приговор нашему поколению. Моя серия работ призвана выявить и актуализировать тот безусловный ужас, который сейчас переживает Восточная Европа. Помимо непосредственно ВОЙНЫ, повсеместно присутствует ТОТАЛЬНАЯ милитаризация. Война слева и справа, как сказал однажды Леонард Коэн. Хотелось бы думать, что это кино, что это жанр – фильм, но это не так. Люди проживают это каждый день. И я, и окружающие. Это визуальное заявление изнутри тотальной мобилизации.

Герман Орехов
иллюстрация, серия, 2023


ЛЮБ
ОВЬ
ТВОРЧЕСТВО
РАВЕНСТВО

БРАТСТВО
СВОБОДА
Я совсем не понимаю, что здесь писать, кроме того, что эта практически автоматическая практика захватила меня в момент поиска тем и образов и их преломления, когда я осознанно решил работать с квир-спектром.
Я начал зарисовывать мои спонтанные ощущения, которые возникают в процессе осознанного перебора важнейших для меня ценностей, пытаясь соотнести их с квир-оптикой и практикой.


“Body”, Rakhel
фотография, серия, 2023

В проекте «Body» нем я разговариваю со зрителем немного другим языком, отличным от того, каким я пользуюсь обычно. На фотографиях вы не найдете лиц и глаз. Историю будут рассказывать тела. Речь в этой съемке, конечно, идет о телесности женщины. О теплоте нашего тела, о контакте с ним. Больший акцент в этой работе я ставила на разнообразность и бодипозитив, но снимки скажут все за меня, ведь одними из героев съемки стали квир-женщины.
Мне кажется, что даже в такие не самые простые для квир-сообщества времена нужно продолжать говорить. Говорить, показывать, высказываться и не теряться.
Я не могла пройти мимо этой инициативы, потому как что, если не прайд, может помочь людям почувствовать, что они не одиноки в этой борьбе. Поможет почувствовать сплоченность, наполнить сердце теплом.




“Internal Reflections”, Ronny Lpshk
фотография, 2023


Многие люди в России столкнулись с прямыми последствиями проблемы ущемления прав, включая мою подругу и модель этого проекта Pol Zin. В связи с бисексуальностью она была вынуждена покинуть Россию. Для нее как для представителя ЛГБТ-сообщества было важно передать ощущение невидимости и невозможности быть самой собой, даже находясь в безопасности. Мы хотим обратить внимание на интернализированную гомофобию и привычку скрываться, которые так глубоко укоренились в ее жизни, что избавиться от них оказалось нелегко.

“are there any space safe yet?”, Zat Vornik
иллюстрация, 2023


Серия «are there any safe spaces yet?» посвящена квир-опыту переживания и осмысления различных пространств и концепции safe space. Основной инструмент познания мира — тело — вступает в особые отношения с пространствами. Как реальными (такими, как военная Москва или Чарынское ущелье в Казахстане), так и виртуальными (Москва после войны), создавая особые опыты переживания квир-телесности. Серия ищет ответ на вопрос: возможно ли найти в условиях современности «безопасное пространство», или эта мысль по определению утопична?


“Садовник”, Ольга Шпак
фотография, серия, 2023



Серия фотографий «Садовник». История любви сумасшедшей женщины-ученого к своей ассистентке. Мне было интересно поразмышлять на тему разрушительной любви. Тандем «тиран-.
Мне важно иметь возможность показывать работы квир-тематики российской аудитории. Я участвую в прайдах в метавселенной и нахожу там много единомышленников. Мне важно не чувствовать себя «особой» в своей стране из-за своей ориентации: я открытая лесбиянка. Важно, чтобы глядя на мои работы люди видели красоту и размышляли на вечные темы.
“Queer Underground”, Julia Nida
документальная фотография, серия, 2022


«На фото я и моя девушка в первое лето после войны, когда у нас только начались отношения. Мы остались в России, в Санкт-Петербурге. Тогда казалось, что мир сошёл с ума – жуткие новости приходили каждый день. Политический курс был направлен на “традиционные ценности”, поэтому гомофобия в стране набирала обороты, и мы были не только невидимы, но и становились более нежеланны в глазах государства.
На снимках кажется, что мы находимся под водой – такой эффект дала тень от листвы за окном. И действительно, для нас, как ЛГБТ-пары, не было места в реальном мире. Мы прятались в квир-баре, чтобы поцеловаться, старались не держаться за руки публично, уезжали за город в Гатчину, чтобы уединиться вдвоём и провести пару выходных вместе. Мы создали свой мир – андеграудный, динамичный, полный тревоги и радости.
С тех пор прошёл год, а мы также остаёмся “под водой” – за время отношений мы очень выросли, наш мир стал богаче и красивее, но мало, кто мог это наблюдать. Утешает то, что наша история запечатлена в фотографиях, особенно в этих двух».
“hier pas une femme”, Мойра
смешанная техника, серия, 2023



Я меняла гендерный маркер в документах, когда началась мобилизация и еще ни о каком запрете о переходе не было речи. Но уже тогда я столкнулась с тем, что система не знает, что делать в этом процессе. Военник автоматически стал пустышкой, не более, чем раскраской со смешной фотографией. Одновременно ходить с мужскими и женскими документами довольно интересно, и у меня их было целых три, но храню до сих пор каждый. В принципе сейчас с ними можно делать что угодно. Особенно смешно смотреть на аттестат, где Z просто значит пустоту.
“Double Anal”, Maresiy Ivanchenko + Pavel Polshchikov
зин, смешанная техника, 2023





Методология этого проекта основана на формальном диалоге между двумя его авторами. Можно сказать, что он строится вокруг концепции аффекта и, главным образом, вокруг того, как он может проявляться через различные средства. В рамках конкретной художественной игры один полюс напряжения опирается на миметические возможности фотографии, второй – на изучение формальных возможностей цифрового макета.
“Love against all odds”, Ада Блейквелл
фотография, 2023


«Love against all odds». Небольшая история о паре молодых девушек, живущих в маленьком городе в российской провинции, в семьях, придерживающихся православной веры. В их небольшой истории есть множество элементов, характерных для подобных ситуаций: они прячутся, скрывают свою истинную сущность и надевают маски.
Однако они находят своё убежище и свободу в Божьем храме — месте, которое для многих в России является как символом гомофобии, так и символом надежды и стремления к высокому. Тому, что не поддается обычному человеческому сознанию. Именно там, в небольшой церквушке, они могут вместе, любить, несмотря ни на что.
“Russian romance”, Veselij Lis
акварель, 2023

Это серия акварельных работ, посвященная свиданиям с моим парнем. Странные городские структуры, природа, телевышки, свет ночных фонарей. Мне очень хочется показать счастливые моменты наших первых встреч.
С этим проектом мне отказали несколько фестивалей, но просили другие работы, так как им понравилась техника. Хочу просто быть искренним и поделиться счастьем.

куратор: Александра Смирнова
верстка: Карина Никифорова, Александра Смирнова
GenQ Pride Fest 2023